В ансамбле центральной части Нижнего парка особое место занимает Большой каскад. Он расположен на крутом склоне перед Большим дворцом и является самым грандиозным фонтанным сооружением в мире.
В 18 веке его называли "Большой грот с каскадами". Скульптурное оформление Большого грота и каскадов отличается исключительным разнообразием и пышностью: на гроте и под аркадами, по сторонам водопадных уступов, на гранитных бортах ковша установлены бронзовые статуи, бюсты, вазы, гермы, барельефы, маскароны — всего 250 скульптур и декоративных украшений. И здесь же из 64 фонтанов взлетают к небу более 140 искрящихся пенных струй. Современный облик каскада складывался более ста лет, но замысел его композиции принадлежал самому Петру I. На склоне террасы он предполагал соорудить два грота и две каскадные лестницы, воды которых низвергались бы в прямоугольный водоем, соединенный каналом с морем. Строительство канала началось в 1715 году, а Нижнего грота - в мае 1716 года. Прибывший тогда в Петергоф французский архитектор Ж.-Б. Леблон предложил для увеличения потока воды устроить водометы на восьми ступенях каскада, изменить форму ковша, придав ему полукруглые очертания, расширить канал и укрепить его берега.
После смерти Леблона в 1719 году строительством руководил И.-Ф. Браунштейн, а уже в следующем году его сменил итальянский архитектор Н. Микетти. Грот украсили камнем и раковинами, балюстраду - вазами. Немного позднее на террасе над Нижним гротом был создан Верхний грот. Микетти уменьшил до семи число ступеней каскада и украсил их барельефами.
В августе 1723 года состоялся торжественный пуск фонтанов. Хотя Большой каскад начал действовать, работы на нем продолжались: вскоре на его ступенях появились фигуры Персея, Актеона, Галатеи, Меркурия и два новых маскарона. В 1735 году в центре ковша был сооружен фонтан "Самсон, разрывающий пасть льва", затем в разрыве мраморной балюстрады установили группу из двух трубящих в раковины тритонов работы К.-Б. Растрелли. На этом создание декора каскада было в основном завершено.
На протяжении дальнейших шестидесяти лет каскад и грот неоднократно ремонтировали: заменяли деревянные пьедесталы на каменные, меняли кордоны бассейнов, перезолачивали скульптуру. В 1799 году император Павел I распорядился заменить свинцовые фигуры на бронзовые. В нишах Верхнего грота по-прежнему стояли четыре мраморных бюста. Скульптурная группа "Самсон" композиционно завершала этот грандиозный фонтанный ансамбль. К июлю 1806 года весь каскад предстал в обновленном виде.
Скульптуры, расположенные выше по обе стороны водопадных лестниц,— это своеобразный парад мифологических образов, прославляющих в аллегорической форме победы России, ее возрастающую мощь и влияние в Европе. Барельефы на водопадных уступах также посвящены этой тематике. В качестве примера можно назвать скульптуры Персея — сына громовержца Зевса и красавицы Данаи. Персей держит отрубленную голову медузы Горгоны. Скульптор Ф. Щедрин изваял отрубленную голову, придав ей портретное сходство с Карлом XII, королем Швеции. Аллегорический намек вполне понятен.
В течение XIX века Большой каскад дважды капитально ремонтировался и перестраивался.Но его проект не был исполнен в задуманном объеме. Не удалось возобновить снятую туфовую облицовку наружных стен и интерьера Нижнего грота, восстановить на фасаде разобранные колонны и мраморные настилы верхней и нижней площадок перед гротами. Первоначальный облик знаменитого сооружения был искажен.
Незавершенная реставрация каскада не замедлила сказаться: уже в начале XX столетия он имел весьма запущенный вид. Однако восстановительные работы провели только в 1928 году. Тогда отремонтировали ковш и мраморную балюстраду, воссоздали частично утраченные декоративные детали кронштейнов и барельефов.
В годы Великой Отечественной войны скульптурная группа "Самсон" была похищена фашистами, и отыскать ее в Германии не удалось. Скульпторы В. Симонов и Н. Михайлов воспроизвели ее по фотографиям и заново отлили в 1947 г. А в 1956 г. по оригиналу XVIII в. были восстановлены все восемь дельфинов.
Новая жизнь Большого каскада началась в 1995 году после проведения семилетних реставрационных работ. Скрупулезно изучались различные документы: чертежи архитекторов и мастеров фонтанного дела, гравюры и акварели XVIII-XX веков, архивные источники и мемуарная литература. Главным изобразительным материалом для воссоздания утраченных деталей служили аксонометрические планы, выполненные математиком и картографом П.-А. де Сент-Илером в 1772-1774 годах по заказу Екатерины II, и альбомы конца XVIII века архитекторов А. Баженова и П. Неелова.
Торжественный пуск фонтанов обновленного Большого каскада состоялся 4 июня 1995 года. В этот день взметнулись ввысь и заиграли под солнцем все 138 струй одного из самых совершенных и крупных действующих сегодня фонтанных сооружений мира.
Продолжение следует...
Спасибо за экскурсию. Красота!!!
ОтветитьУдалить