вторник, 4 сентября 2012 г.

Петергоф. Нижний парк. Большой Грот.

Центром Большого каскада является Большой грот. Его наружная стена, отделанная туфом, создает видимость мощности и прочности. Прорезанная пятью высокими арками с замковыми камнями, она украшена золочеными маскаронами. Три арки центральной выступающей части стены разделены рустованными колоннами, стоящими на высоких гранитных цоколях.


Ограничивают площадку перед Большим гротом две каскадные лестницы, состоящие из семи ступеней, каждая из которых украшена золочеными барельефами, декоративными кронштейнами, водометами и золоченой скульптурой, чередующейся с вазами. В центре площадки - фонтан "Корзинка". Его воды по трем водопадным ступеням "стеклянной" пеленой сливаются в ковш.


Стена Большого грота завершается гранитным карнизом с мраморной балюстрадой перед террасой Малого грота, украшенной вазами. В архитектуре последнего явно подчеркнуто стилевое единство с архитектурой Большого дворца: полукружия арок и ниш, замковые камни и, наконец, бело-желтая окраска.


Балюстрада, объединяющая эти два сооружения, также декорирована вазами и повторяет рисунок и материал нижнего ограждения террасы Малого грота. Большой каскад составляют два грота, Mалый и Большой (позднее Верхний и Нижний).
На стене первого, напротив каскадных лестниц находились золоченые фонтанные маскароны "Вакх" и "Нептун", между ними в нишах стояли мраморные бюсты-аллегории четырёх времён года. 

     

От Малого грота по сторонам спускались семиступенчатые водопадные лестницы, украшенные скульптурой (аллегории 12 месяцев года и античные боги), чередующейся с вазами двух типов. Под ступенями лестниц на зеленом фоне были выполнены золоченые барельефы, выступы ступеней поддерживались кронштейнами. Границей между Малым и Большом гротом, облицованным снаружи и внутри туфом и устричными раковинами, служила мраморная балюстрада с фигурами двух тритонов. В центральном зале Большого грота были устроены три фонтана и стол-шутиха, а выход из него закрывали водяные завесы.


Скульптуры Самсона и нимф завершали композицию каскада. На протяжении последующих шестидесяти лет каскад и грот неоднократно ремонтировали: заменяли деревянные пьедесталы каменными, меняли кордоны бассейнов, перезолачивали скульптуры. Многие из них, ветшая, приобретали безобразный вид, часть барельефов и декоративных элементов исчезла, перестали действовать фонтаны. И только император Павел I в конце XVIII столетия обратил внимание на Петергоф.
Источник тут.

Продолжение следует...

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...