четверг, 31 мая 2012 г.

Петергоф. Железнодорожный вокзал и "Суворовский городок".

С мoментa oткрытия регулярнoгo движения пaссaжирских пoездoв между Санкт-Петербургом и Петергoфoм, железнодорожный вокзал пoрaжaл свoей грaндиoзнoстью всех прибывaвших нa стaнцию.


Строительство железной дороги началось в 1853 году. В те годы у России складывалось крайне неблагоприятное экономическое положение, и поэтому строительство продолжил на свои деньги барон Александр Людвигович Штиглиц, за что возле вокзала ему установлен памятник.


Строительство самого вокзала началось в 1854 году и было закончено в 1857 году. Проект принадлежит перу Бенуа, так же известному по проекту одного из корпусов Русского музея. Самая впечатляющая часть вокзала – западная – выполнена в виде четырехярусной башни. Стрельчатые арки сторон башни служат для прохода составов.


Петергофский вокзал один из самых необыкновенных вокзалов Петербурга. В царствование Николая I в Петергофе начали создавать целый комплекс готических построек, и поэтому вокзал, который должен был стать преддверием этого комплекса, также содержит в своей конструкции элементы готического стиля.


Центральная часть вокзала представляет собой дебаркадер (часть пассажирской платформы, перекрытая навесом).


На этой фотографии можно увидеть, что двери выполнены из дерева. По оригинальному проекту Бенуа оконные и дверные переплёты должны были быть выполнены из чугуна, однако из-за спешки и нехватки средств они были изготовлены из дерева. Также отсутствуют шпили, предусмотренные проектом Бенуа. Тем не менее на некоторые украшения деньги были выделены, и мы можем ими сегодня любоваться.


По бокам вокзала расположены пристройки для пассажиров и обслуживающего персонала. Южный фасад вокзала содержит трехпролётный портик, ведущий во внутренние помещения.


Северный фасад выполнен в виде широких стрельчатых проёмов, разделённых контрфорсами.


За вокзалом можно обнаружить железнодорожный переезд. Интересен он тем, что будка смотрителя очень гармонично сочетается с вокзалом, и такие будки расставлены только на направлениях на Петергоф и Пушкин.


Я живу в двух минутах ходьбы от вокзала и очень рада тому, что в любой момент могу посмотреть на его величие и красоту!

Есть в Петергофе одно незаслуженно забытое историческое место. В просторечье его величают "Суворовский городок". Местечко расположено за железнодорожным переездом. На первый взгляд - "захолустье": со стороны вокзала можно увидеть неприглядные дома из красного кирпича, дореволюционной постройки, жёлтое, полуразрушенное, частично - в лесах, здание бывшего клуба, едва виднеющуюся из-за кустарников и деревьев стелу из серого камня, да несколько жилых домов, типовой постройки XX века...


За вокзалом, по другую от города сторону, находится деревня Луизино. Вокруг неё стояло много дач. А рядом с деревней стояли каменные корпуса, в которых размещался 148 пехотный Каспийский полк (до Отечественной войны - Ворошиловское пограничное училище, после 1945 года Суворовское училище, сейчас ПТУ-81 и другие учреждения). Мой дом - один из корпусов бывшего 148 пехотного Каспийского.


Среди зданий выделялась красивая полковая церковь "Во имя Рождества Христова". Освящение церкви состоялось 5 июня 1903 года в день памяти Святой великомученицы Анастасии (престол храма назван в ее честь). Церковь простой архитектуры была выстроена в русском стиле. Над алтарем размещался большой купол. Колокольня, высотой 32 метра, располагалась над западным входом.


Пол был выложен цветной метлахской плиткой. На иконостасе резной работы на светлом дубе размещалось 13 образов. В престольные праздники в церкви могло находиться до 900 человек одновременно. Здание церкви ныне значительно перестроено.


На плацу перед нею стоял памятник, посвященный героям-каспийцам, павшим во время русско-японской войны. Монумент представлял собой обелиск из серого гранита, установленный на массивном валуне (вес его 5 тысяч пудов), который Петергофское дворцовое правление разрешило взять из Александрийского парка. Обуховский завод дал приспособление для перевозки и установки этого камня.


Валун покоится на восьмиугольном основании. На лицевой стороне глыбы вырублена надпись: "Каспийцы товарищам павшим в войну 1904-1905 г.г." На противоположной стороне была укреплена медная доска с перечислением боевых потерь полка. Фигуры воинов у подножия обелиска и скульптура орла, венчающая обелиск, были отлиты по моделям скульптора М.Я. Харламова. В создании памятника участвовал петергофский архитектор А.Миняев. Памятник был сооружен на народные деньги и открыт 26 августа 1911 года.

А вот состояние памятника на сегодняшний день... На противоположной стороне доски с именами павших в бою больше нет... Грустно...


Продолжение следует...

1 комментарий:

  1. Большое спасибо за рассказ про Суворовский городок и за старые фотографии обелиска! Сегодня в ожидании электрички заглянули туда.

    ОтветитьУдалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...